Как учить английскому языку в раннем детстве?

angliyskiy s rozhdeniya 2 godaВопросы,  как учить английский язык с ребёнком, когда начинать на нем говорить с малышом, какие пособия покупать, каких приглашать преподавателей, волнуют почти всех современных родителей. Некоторые начинают «погружать» малыша в иноязычную среду ещё до его появления на свет. Но всё же самыми распространёнными для начала изучения иностранного языка в раннем детстве (до 3-х лет) являются следующие варианты:

Английский с рождения

Согласно научным исследованиям, в возрасте до 6 месяцев младенец произносит звуки, характерные для всех языков мира, и мог бы теоретически овладеть любыми их них, но выбирает в последующем лишь те, которые слышит в своём окружении. При условии, что с рождения хотя бы 30% времени ребёнок слышит иностранную речь, мы получаем  билингва – человека естественным «детским» способом выучившегося не только произносить соответствующие звуки, но и думать и выражать свои мысли на  двух языках. Как это сделать, если родители не говорят на иностранных языках и живут в России?

- Создать условия для развития искусственного билингвизма средствами семьи. Один или оба родителя общаются с ребёнком на иностранном языке, как если бы они жили за рубежом, покупают иностранные книги,  играют, рисуют и поют на иностранном языке, смотрят мультфильмы и детские передачи.  Здесь ключевое слово «искусственный».  Если родитель — не носитель языка и культуры, то он скорее всего не сможет передать дух  языка, глубинные связи, лежащие в его основе. В то же время,  полностью лишая ребёнка  мелодики русских потешек и пестушек, сказок и песенок, может нарушить «самую обильную и прочную связь, соединяющую отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» (К.Д. Ушинский).  Не впадая в крайности, некоторые семьи предпочитают говорить на иностранном языке через день или в какое-то определенное, но достаточно продолжительное время в течение каждого дня.

-Пригласить иностранных нянечек-гувернанток,  которые создадут для ребенка необходимую атмосферу погружения в языковую среду, привнося в его сознание не только язык, но и  чужую культуру. Ключевое слово — «чужую». Готовы ли мы доверить воспитание в нежном возрасте, в том числе и языковыми средствами, другому человеку только ради «выращивания»  билингва?

Английский после двух лет,  начала говорения на русском языке

-Нанять репетитора или «водить ребёнка на английский» один-два раза в неделю.  Ключевая фраза– один-два раза в неделю. Этого достаточно лишь для общего развития. С тем же успехом можно учить марки автомобилей или названия садовых цветов, тренируя память.

-Заниматься с ребёнком самостоятельно, каждодневно и систематически, рассматривая занятия с преподавателем (если они есть) как одну из многочисленных составляющих комплексного обучения. Если Вы выбираете последний путь и готовы не перекладывать ответственность за Вашего малыша на других людей, то Вам будет полезна следующая информация.

1. Выделяем блок полного погружения в иностранный язык и блок двуязычного повторения и закрепления.  Как и в случае с маленькими детками, которые ещё не говорят, нужно стараться не переходить на русский язык во время занятия.  Если ребёнок не понимает, что Вы хотите ему сказать, можно нарисовать или показать жестами, найти фото на компьютере. В конце дня хорошо бы припомнить выученное, рассказав папе, мишке, бабушке по скайпу слова, фразы, стихи. Даже здесь нет особой необходимости переходить на русский язык. Например, можно пускать пузыри и называть по-английски то, на что они попадают, дотрагиваться волшебной «английской» палочкой до нужного предмета или карточки с его изображением, загружать названные по-английски карточки с картинками  в кузов автомобиля, «дарить » или «покупать» картинки или предметы, комментируя процесс. Если малыш сам инициирует игру «А как это по-английски?», тогда переходим на двуязычное общение.

2. Учимся без отрыва от основных дел — на прогулке, в ванне, в машине, за едой, придумывая поделки, играя в догонялки. Интернет в наши дни позволяет найти необходимую лексику и даже прослушать её он-лайн, просмотреть примеры употребления носителями. Пожалуй, основные источники фраз и выражений для каждодневного общения с ребенком это  форумы и рассылки мамочек–носителей языка. Поскольку цель собрать такую информацию ставим перед собой не мы одни, можно воспользоваться уже готовыми пособиями, например,   Skylark English. All About Me. или Английский язык с пеленок (+ CD).

3. Основываем «программу» на интересах ребенка. Нережимные моменты занятий вполне можно сделать привлекательными для ребенка за счет выбора интересующих его тем (в нашем случае, машины и роботы) или видов деятельности (например, недавно вошедшие в нашу жизнь игры на телефоне). В качестве основы  (если Вы знаете английский) можно взять учебно-методические комплексы, например,  Playway to English 1, новый Pingu’s English или Cookie and Friends: Starter.

4. Быстро меняем виды деятельности, ориентируясь на неумение малышей долго концентрироваться на одном. Наверняка Вы можете предугадать появление усталости у Вашего ребенка и сделать Ваши занятия достаточно динамичными. Песенки, танцы, активные игры, наглядные пособия, пальчиковые игры, рисование, предметные игры, поделки, театрализация и т.п. Таким образом,  мы также сможем задействовать тактильную, двигательную, зрительную, слуховую и  образную память.

5. Вовлекаем ребёнка в решение проблем на иностранном языке. Например, потеряли шапку, не можем пойти на прогулку и вместе её ищем. Если проиграть ситуацию на иностранном, предложить варианты решения, запоминание произойдёт быстрее, чем если бы мы «учили» слово «шапка», разглядывая её в учебнике. Также можно «спасать» попавших в сложные ситуации кукол, мишку, машинки.

6. Учимся с положительными эмоциями. Всякий раз, собираясь заниматься с  ребёнком, напоминаем себе, что  занятия – это игра, призванная активизировать положительные эмоции – наши  и ребёнка, а не погоня за результатами.  Даём ребенку возможность почувствовать себя успешным: предлагаем простые задания вперемешку со сложными, если не получилось произнести слово «ёжик», предложите нарисовать его и похвалите за отличный рисунок, за прекрасное изображение фырчания и т.п.

7. Делим весь учебный материал на информацию для продуктивного и рецептивного усвоения. Большая часть занятий – только привыкание к языку, поэтому не ждём быстрых результатов. Даже взрослый человек должен сначала «наслушаться» иностранной речи, а уж потом перейти к говорению. «Погружаем» малыша через песенки, например, Super Simple Songs,  мультфильмы, например, Baby Beetles, телепрограммы на изучаемом языке, например, канала Cbeebies.

8. Используем простые и частотные слова и конструкции, например, слова из визуального словаря «Моя первая 1000 слов» в составе простых фраз, повторяем их изо дня в день, медленно вводя новые речевые единицы. Для удобства мамочки хорошо вести словарь активной лексики своего ребёнка в электронном виде. Цифровой вариант можно использовать для создания упражнений.

9. Подчёркиваем важность умения говорить на английском в реальной жизни. Ищем собеседников, организуем прогулки и игры с детками и взрослыми, которые говорят на иностранном,  показываем видео из зарубежных детских садиков, заводим друзей в поездках и общаемся по скайпу. Приобретаем англоговорящие игрушки и технику. Малыш должен понимать, что иностранный  в жизни Вашей семьи  - в порядке вещей.

10. Верим в то, что у нас всё получится и не поддаёмся унынию!

Прочие заметки о методике преподавания ищите тут 

Здесь вы можете написать комментарий к этой записи

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля